05.07.2010О проблемах рыболовства на Дальнем Востоке говорит полпред Виктор Ишаев
Полпред Виктор Ишаев в предлагаемом ниже материале высказывается о проблемах
рыболовства на Дальнем Востоке. Вот что в нем говорится:
“Из 9 субъектов Федерации округа в 6 субъектах рыбное хозяйство занимает
одно из ведущих мест. В общем объеме промышленного производства рыболовство и
переработка рыбы в прибрежных дальневосточных регионах составляют порядка 15-17
%, при этом для Камчатского края этот показатель значительно выше (50-60 %). В
рыбной отрасли работают более 150 тысяч человек (около 40 % общего числа
работающих в рыбном хозяйстве России.) На Дальний Восток приходится 65 % всего российского улова.
Не случайно государство уделяет особое внимание развитию рыбной отрасли на
Востоке России. Вводятся эффективные меры административного регулирования,
совершенствуются таможенные правила, идет активная пропаганда потребления
рыбопродукции. В отрасли сделано достаточно много для того, чтобы повысить
эффективность работы предприятий, строятся новые и модернизируются имеющиеся
перерабатывающие производства.
Ответственные государственные задачи возлагаются на рыбоохрану. Важно
оперативно пресекать любые браконьерские проявления. Защита российских
биоресурсов — это основа национальной безопасности Дальнего Востока и всей
страны. К сожалению, сфера добычи и реализации рыбопродукции, а также ее
экспорт стали плодородным местом развития коррупционных возможностей и
браконьерства. Проведенный нами сравнительный анализ данных экспорта
водно-биологических ресурсов Федеральной таможенной службы России и таможенной
статистики Министерства финансов Японии показал, что цифры не просто не
совпадают, а катастрофически расходятся. Российская таможня утверждает, что в
первом квартале 2010 года вывезено 7 364,6 тонны морепродукции, а по данным
японских коллег, ввезено в страну из России 26 983,1 тонны. Погрешность в 3,7
раза — недопустима.
Очевидно, что крайне необходимо реализовать комплекс мер по развитию береговой
инфраструктуры по приемке, хранению и переработке рыбной продукции, чтобы
рыбодобывающим предприятиям было экономически выгодно и целесообразно
доставлять весь улов на российский берег.
На Дальнем Востоке растет вылов рыбы, но на своих прилавках и столах россияне
рыбу не видят. В Москве продается норвежская рыба, а не наша — дальневосточная.
В этой связи мы выступаем за необходимость снижения транспортных расходов по
доставке водных биологических ресурсов и продуктов их переработки по территории
Российской Федерации.
Очень важно ввести государственное регулирование железнодорожных тарифов с
целью расширения возможностей транспортировки готовой рыбной продукции до мест
ее потребления. Я уже обратился к председателю Правительства России с просьбой
рассмотреть возможность компенсировать 50 % железнодорожного тарифа на
перевозку ряда грузов из центральных районов России на Дальний Восток и
обратно. В этот перечень конечно же мы включили рыбную продукцию.
Сырьевая база водно-биологических ресурсов Дальневосточного бассейна составляет
26 млн тонн и может обеспечивать вылов рыбы и морепродуктов в объеме 3 млн тонн
в год. Фактически среднегодовой улов за 2000-2009 гг. составил 2,1 млн тонн.
В 2009 году в рыбной отрасли, несмотря на влияние экономического кризиса,
отмечались положительные тенденции. Вылов водно-биологических ресурсов рыбаками
Дальнего Востока составил 2472,2 тыс. тонн, или 113,9 % к уровню 2008 года.
Лидирующие позиции по вылову биоресурсов занимают Камчатский (34 %) и
Приморский (27 %) края, Сахалинская область (26,5 %).
Выпуск пищевой рыбопродукции предприятиями округа составил 2239,8 тыс. тонн,
что на 9,6 % выше уровня 2008 года. При этом выпуск рыбных консервов уменьшился
на 22,4 %.
Для развития рыбной отрасли Дальнего Востока нам необходимо увеличивать выпуск
готовой собственной продукции. Сегодня, к сожалению, 80 % продукции — это рыба
первичной переработки. В общем объеме экспорта свежая и мороженая рыба
составляет 87,9 %. Получается, что страны, которые не ловят рыбу, зарабатывают
на морепродуктах в десятки раз больше. Порой мы сталкиваемся вообще с
парадоксальной ситуацией, когда мы продаем соседям замороженную рыбу, а затем у
них в два-три раза дороже покупаем филе, а в 5-6 раз дороже сушенную, копченую,
консервированную рыбную продукцию. Подавляющее количество береговых
рыбообрабатывающих цехов и заводов выпускают продукцию с низкой степенью
обработки, не конкурентоспособную, не отвечающую требованиям мировых
стандартов.
Важно эффективно использовать имеющуюся ресурсную базу — рационально
пользоваться биоресурсами. Не брать рыбу и отдавать ее за копейки, а выпускать
хороший товар. Продавать на внешний рынок не замороженную рыбу, а развивать
глубокую рыбопереработку.
Мы не можем вечно быть интегрированными в мировую экономику в качестве
сырьевого придатка. Ресурсы истощаются. Надо задуматься над тем, что мы оставим
нашим потомкам.
Из-за отсутствия правовой базы, регламентирующей деятельность рыбоводных
предприятий, состояние искусственного воспроизводства в субъектах округа
находится на низком уровне. Имеющиеся мощности рыбоводных заводов, их
недостаточная загрузка не обеспечивают необходимую сохранность и расширение
ресурсной базы рыболовства.
Специфика рыбной отрасли, проявляющаяся в высокой энерго- и фондоемкости,
длительном периоде окупаемости капитальных вложений, предопределяет потребность
рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий в привлечении долгосрочных
кредитов. Вместе с тем российские кредитные организации слабо ориентированы на
удовлетворение потребностей предприятий рыбохозяйственной отрасли.
Особое беспокойство вызывают высокий уровень физического износа и моральное
старение флота и обрабатывающих производств.
Около 70 % рыбопромысловых судов эксплуатируется сверх нормативного срока.
Сдерживается освоение новых районов и объектов лова в открытом океане. Сегодня
судам по 20-25 лет. К сожалению, судостроительные заводы на Дальнем Востоке не
загружены, а рыбаки приобретают суда заграницей. Крайне важно развивать лизинг.
Лишь незначительная часть предприятий может приобрести суда без лизинга.
Стоит отметить положительный опыт благовещенских корабелов. В Благовещенске на
старейшем судостроительном заводе Приамурья началось производство современных
промысловых судов класса “море — река”. Сегодня завод полностью обеспечен
заказами, работают все его мощности. Сахалин и Камчатка начали получать
современные рыболовецкие сейнеры, причем по выгодным ценам.
Как известно, в начале июня состоялось заседание Совета Безопасности Российской
Федерации, посвященное вопросам развития судостроения в стране. Озвученные на
заседании факты шокируют — российское гражданское судостроение сегодня
составляет 0,4 % от мирового судостроения. До 15 июля будет согласован и внесен
в Государственную думу законопроект о мерах по поддержке судостроения и
судоходства в РФ. Он будет предусматривать меры, которые в свое время
использовались при создании судостроения в Корее, Японии и Китае.
Это — организация судостроительных кластеров, освобождение их продукции от
большей части налогов, а ввозимых комплектующих — от налогов и импортных
пошлин. В частности, по этому пути шел Китай, который за 20 лет создал с нуля
свое судостроение. Центр выстраивания партнерских отношений с зарубежными
судостроителями будет находиться в Приморье. Специальное отделение морской
техники появится в создающемся Дальневосточном федеральном университете, где
будут готовить специалистов для судостроения на Дальнем Востоке.
Основная масса гидротехнических сооружений терминалов (причалы,
молы и т.п.) построена в 50-60-х годах прошлого века и имеет значительную
изношенность или находится в аварийном состоянии, что не позволяет увеличить
пропускную способность и грузооборот терминалов, обеспечить безопасную
эксплуатацию причалов, применение современного погрузо-разгрузочного
оборудования.
Государство планирует, что в перспективе наиболее интенсивными темпами будет
развиваться именно обрабатывающее производство Дальневосточного бассейна. За
период реализации Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской
Федерации на период до 2020 года в Дальневосточном бассейне будет введено около
50 % общего ввода мощностей, из которых более 60 % составят мощности
консервного производства и 20 % холодильных установок.
В перспективе внутренний рынок Российской Федерации в условиях экономической
стабилизации, роста доходов населения потребует значительного расширения
ассортимента рыбной продукции, особенно в сторону продукции, готовой к
употреблению. В перспективе предусматривается увеличение удельного веса рыбных
товаров улучшенного ассортимента в общих объемах товарной пищевой рыбной
продукции, включая консервы с 66,9 % в 2008 году до 85,7 % в 2020 году.
Предусматривается увеличение выпуска рыбных консервов на береговых
предприятиях, основной рост которых планируется в Дальневосточном бассейне, где
возможен рост их объемов из таких видов сырья, как сайра, кальмары, водоросли.
Согласно стратегии приоритетным направлением развития рыбоводства в Дальневосточном
федеральном округе станет выращивание водных биоресурсов, чему способствуют
природно-климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий. Об этом
свидетельствует успешный опыт соседних стран — Японии, Кореи и Китая.
В первую очередь в стране будут осуществляться мероприятия по развитию морских
терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов
рыбопромыслового флота Владивостокского, Петропавловска-Камчатского,
Хасанского, Невельского, Холмского морских портов.
Кстати, федеральным законом “О федеральном бюджете на 2010 год и плановый
период 2011 и 2012 годов” предусмотрены средства на предоставление субсидий на
возмещение части затрат рыбохозяйственным организациям и индивидуальным
предпринимателям на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в
российских кредитных организациях, на строительство и модернизацию
рыбопромысловых судов сроком на 5 лет, в сумме 150,6 млн рублей. В бюджете
предусмотрено 239,1 млн рублей на уплату процентов по кредитам, полученных на
строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры.
Государство выделило также 187,4 млн рублей на поддержку желающих создать в
регионах специализированные рынки по реализации рыбной продукции и 31,3 млн
рублей на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с
российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего,
холодильного и технологического судового оборудования.
Уверен, что совместными усилиями органов власти всех уровней, ассоциаций
рыбаков и рыбопромысловых организаций мы сможем решить основные проблемы
отрасли, увеличить вылов рыбы, сделать бизнес рентабельным, приносящим доход
государству и улучшить жизнь рыбаков и их семей”.