www.o-moloke.ru - Наши проекты - Архив проектов - Журналистский конкурс - Освещение 2011


Освещение 2011

Освещение 2011Освещение 2010ТемыСостав жюри
Положение о проектеЦеремония награждения победителей журналистского конкурса (Агропром 2011)

Будем с мёдом!

-Я всегда любил мёд, - начинает свой рассказ Геннадий Анатольевич. – В детстве у нас не было его в достатке, поэтому в выборе профессии не сомневался – только пчеловодство.

Успешно закончив Приморский сельскохозяйственный институт, молодой специалист прибыл в Анучинский пчелосовхоз на должность главного зоотехника. В то время это было довольно большое предприятие на селе - около 100 человек. Они обслуживали 3000 пчелосемей, работали в автопарке, цехе фасовки, столярной мастерской. Была даже своя свиноферма и строительная бригада.

Через четыре года Геннадий Жаров был назначен на должность директора и следующие десять лет успешно возглавлял предприятие. В трудные 90-е годы пчелосовхоз не смог выстоять. Спрос на мёд катастрофически упал вместе с платежеспособностью населения. Тут уж не до жиру, быть бы живу.

- В народе говорят: семь лет мак не родил, и голоду не было, - вспоминает тяжелые годы перестройки и последующую разруху Геннадий Анатольевич. – Вот и наша продукция перестала пользоваться спросом.

Ушли с рынка традиционно богатые закупщики – кондитерские фабрики, одна из которых «Спутник» в Хабаровске прекратила свое существование. Владивостокский «Приморский кондитер», правда, удержался на плаву, а потом, спустя несколько лет, снова пошел в гору. Реализация мёда с 250 тонн в год снизилась до 5. Стало просто невыгодно его выкачивать, чтобы потом производить подкормку пчел сахаром. Если раньше пчелосовхоз становился на зимовку на меду, и это говорило о его прекрасной работе (и выкачали достаточно, и еще пчелкам-труженицам осталось), то теперь медовая зимовка была вынужденной мерой.

Так хотелось сохранить дело своей жизни!

Пчелосовхоз распался на мелкие частные пасеки. Не все из них уцелели. Если кому-то удалось, то только благодаря тяжелому труду и самоотверженности пчеловодов, которые отказывали себе во всем, лишь бы сохранить пчелосемьи, не дать им погибнуть. Приходилось проявлять при этом недюжинные способности, совмещая в одном лице зоотехника и бухгалтера, ветврача и пасечника.

В семье Жаровых подрастало трое сыновей. Их не только нужно было кормить, одевать-обувать, но и приучать к труду. Труду пчеловода. Когда дети были совсем маленькие, отцу одному приходилось управляться на пасеке, а дома над своими бесчисленными делами хлопотала супруга - неутомимая Любовь Ивановна. Она прекрасная хозяйка: дома чистота и порядок, умеет вкусно приготовить даже при минимальном наборе продуктов, да и во время медосбора без неё не обойтись! Мальчишки подрастали, стали помогать носить рамки, выполнять разные мелкие поручения. Постепенно постигали секреты пчеловодства. Непростая это наука! Многое нужно знать и уметь.

Лето. Зной. Над пасекой стоит ровный, но весьма ощутимый гул – пчелы работают.

- Мы видели в районе Орловки, как люди (в такую жару!) работают на пасеке в химзащитных костюмах. Геннадий Анатольевич, вы же сейчас даже без москитной сетки, и рубашка у вас расстегнута. Почему вас пчелы не кусают?

- Знают, кто здесь хозяин, - смеётся знатный пчеловод. – А вообще-то, злобливость семьи зависит от пчеломатки. Если она добрая, то и пчелы добрые. Если злая – к улью не подойдешь без лицевой сетки и белого халата с длинными рукавами. Такая матка подлежит выбраковке. Племенная работа должна вестись грамотно.

Сейчас взрослые сыновья – Евгений, Александр и Дмитрий – наравне с отцом работают на пасеке.

- Мои первые помощники! - гордится он. – Не хуже меня работают в ряду.

Ульи стоят не хаотично, а в определенном порядке. Если достаточно умелых мастеров, то можно работать сразу в несколько рядов и на нескольких медогонках. Крутить ручку медогонки может и десятилетний ребенок, работа же в ряду предполагает наличие физической силы: полная рамка с мёдом весит до 3,5 кг, а еще она вся облеплена пчелами, которых надо ловким движением стряхнуть в улей! Ещё нужны и специальные знания. Это только на первый и весьма далекий от профессионального взгляд кажется: открыл улей, достал рамку – и в медогонку её! На самом деле надо внимательно отобрать только полномёдные рамки, проверить, на месте ли матка, добавить необходимое число рамок с вощиной, расплод отправить вниз, а пустые рамки – наверх. После откачки, надо ничего не перепутать и каждую рамку вернуть в свой улей.

Да всё это в жару, да на солнцепёке! Температура воздуха 35-40°, тем, кто работает в ряду, и спрятаться некуда.

Хорошо нам, помощникам, – медогонка стоит в тени раскидистого дерева, и пчёл здесь значительно меньше, чем возле улья. Но мы всё равно побаиваемся и весь день не снимаем защитные сетки и работаем, спустя рукава. В прямом смысле. Т.е. не отворачиваем длинные рукава своих светлых рубах, чтобы уберечься от укусов.

А какой здесь воздух! Запах свежескошенного сена переплетается с неповторимыми ароматами пасеки, мёд «горкой» (что говорит о его высоком качестве) струится в подготовленную ёмкость.

- Медведя, большого любителя мёда, не боитесь? Все-таки поляна, с расположившейся на ней пасекой, находится в лесу.

- Пусть он нас боится. Для этого устанавливаем по периметру «пугачи» – холостые патроны на специальных растяжках. Но такой хитрый бывает! Обойдет все наши преграды, разорит улей и уйдет. Ладно бы съел пару рамок с медом – не жалко, а то ведь просто перевернёт и перепортит всё! Но это обычно ночью. Днём, когда люди здесь работают, никогда не заходит.

- Хороший медосбор в этом году?

- Хороший. Вот, например, мой сосед по пасеке Николай Тюпин с каждой пчелосемьи получил более 100 кг мёда. А некоторые семьи-рекордсменки принесли по 150 кг!

- Будет что предложить приморцам…

- Да, будет. Но настоящий пчеловод никогда не ставит коммерческую задачу во главу угла. Просто надо с любовью относится к пчелам, природе, тайге-матушке, и успех придёт!

Кто не знает о благотворном влиянии мёда и другой продукции, добываемой на пасеке, на здоровье человека! Это и знаменитый прополис, и пыльца, и маточное молочко, и перга… Есть даже специальный термин – апитерапия, т.е. лечение с помощью пчел.

- Здоровье также заразительно, как и болезнь. Так считал известный французский писатель ХХ века Ромен Ролан. Вы согласны с этим?

- Я вам больше скажу, - тут же откликается Геннадий Анатольевич. – В том же веке английский естествоиспытатель Джон Леббок высказался так: «Здоровье гораздо больше зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства». Вот с ним я полностью согласен. От всех болезней нам полезней солнце, воздух и вода. И мёд!

Елена ПЕТРОВСКАЯ, газета «Северное Приморье», Арсеньев-Анучино.

 

 

Реклама



Наши проекты


Молочный дозор
Главная | Новости | Наши проекты | Законодательство | Статистика | Архив