www.o-moloke.ru - Наши проекты - Архив проектов - Журналистский конкурс - Освещение 2010


Освещение 2010

Освещение 2011Освещение 2010ТемыСостав жюри
Положение о проектеЦеремония награждения победителей журналистского конкурса (Агропром 2011)

Все дороги ведут из Реттиховки

Реттиховка — небольшое сельское поселение, находящееся от Черниговки на расстоянии 27 километров, далекое от Владивостока, но очень похожее в своих бедах на столицу Приморья. Всего-то 2 тысячи с гаком населения — в основном старики да дети. Молодежь начала покидать эти края еще лет двадцать назад — как исчезла на селе работа. Угольный разрез, зверосовхоз, где разводили лучших на Дальнем Востоке норок, — теперь об этих предприятиях хранит память лишь старшее поколение, отдавшее большую часть жизни на подъем производства…

Взамен, как, увы, водится в России, вместо спокойной старости в комфорте реттиховцы получили сплошную беду с национальной окраской — разбитые и нечищеные после зимы дороги, сломанный водопровод да опустевшие дома. И даже идущая рядом труба сахалинского газа жизнь поселка не улучшила — Реттиховка не вошла ни в краевую программу «Дороги края», ни федеральных средств на улучшение инфраструктуры поселка благодаря близости газовиков не получила. Ни копейки. Кто виноват в том, что Реттиховское сельское поселение стало забытым богом и властями глухим углом?

Глава и три весёлых буквы

У магазина с добропорядочным названием «Березка» с раннего утра царит шум народного возмущения — жители села задают острые вопросы главе сельского поселения Геннадию Полещуку. Полещук ловко, как теннисист, парирует удары и давит ослабшую от мороза аудиторию силой нехилого баса. Громкий и остроумный в стиле Задорнова в итоге диалог получается, печатаем его практически без купюр.

Жительницы села:

— Расскажи нам, как будешь в селе жизнь благоустраивать? Ведь за всю зиму по улицам от силы два раза грейдер прошел, люди не могли после снегопада по гололеду даже в магазин (который один на всю деревню) пройти?

Глава:

— Ничего не будет делаться. Как жили, так и будем жить. Проще всего с меня спросить — спросите депутатов. И вообще вопрос не по существу.

— Как не по существу? Зарплату ты хорошую получаешь…

— Зарплату дает нам Дарькин. Я ее не устанавливал.

— А кто дорогу лесовозами разбил? И почему воды нет? Летом здесь из труб текло, с июня и до самой осени хлестало. Ужас что было — всю улицу заливало. И никто не ремонтировал, — жалуются пенсионерки.

Глава:

— А кто послал представителя администрации на три веселых буквы?! Надо быть очень самоуверенным, чтоб с меня спрашивать. Что вы на меня всех собак вешаете? Бюджет у меня на год на содержание и ремонт автодорог — 71 тысяча рублей, из них я уже израсходовал 29 тысяч. Мне еще жить до октября — до выборов нового главы. Заказать бульдозер на расчистку снега стоит на один раз 14 тысяч, ближайший грейдер есть только в воинской части. Где я возьму деньги, чтобы вам дороги чистить и строить? Денег у меня нет! А вы меня уже замучили своими вопросами — и днем и ночью звоните, беспокоите, с горшка даже меня снимали! Чего вы от меня хотите?

— Мыться хотим! Ходить по дороге, а не плавать хотим, — стонет народ.

Подобный пинг-понг в жанре абсурда продолжался около часа. Какие выводы?

«Живём в Реттиховке, стираем в Уссурийске»

— На улицах Северной, Тихой и Школьной с лета прошлого года разбиты в кисель дороги, в домах не работает водопровод, дымят под окнами, отравляя и стар и млад выхлопными газами, лесовозы. По вечерам и днем на территории бывшего угольного разреза, закрытого в 1995 году, сжигают и взрывают старые боеприпасы. А глава и не чешется, чтобы исправить весь этот бардак… — попросту объясняют ситуацию жительницы поселка. Жизнь их сегодня — настоящий ад. Каждый день добираться на работу по колено в грязи и снегу, таскать на себе 25-килограммовые бочки с водой (платную для населения воду в поселок привозят раз в неделю) — на такую жизнь у многих, особенно пожилых, реттиховцев не хватает ни здоровья, ни сил. В итоге, к примеру, 63-летняя Екатерина Яковлевна уже почти год вообще не стирает белье дома:

— Ну не могу я перетаскать для хозяйственных нужд несколько кубометров воды: мужа у меня нет, сама на инвалидности. Приходится раз в неделю звать дочку из Уссурийска — она возит туда стирать мое белье. Да даже если бы и были силы — больше 200 литров воды в дом не перетащишь, а оставлять на улице ее нельзя — мигом превращается в лед. Летом и того хуже — воду привозят, покрытую нефтяной пленкой, с зеленью плесени, от нее полсела уже лежало с отравлением. А куда деваться? Приходится и такую пить…

Выражает свое законное негодование и вторая пенсионерка, Людвига Макиенко с улицы Северной:

— В 1984-м приехала в Реттиховку работать ветврачом в зверосовхозе. Тогда в поселке было всё: горячая и холодная вода даже в частных домах, отличные дороги, чищеные улицы. К концу, как обанкротился совхоз, жизнь превратилась в ужас. Но главное, что нас всех шокирует — реакция властей: глава поселения Полещук и 11 депутатов сидят на нашей шее, получают зарплату и ничего не делают, говорят, то денег в бюджете нет, то полномочий у них нет. Спросите их, зачем они нам вообще нужны.

Спрашиваю, благо представитель поселковой Думы Виктор Емельянов стоит рядышком с народом.

— Люди тут рассуждают о нужности вашей работы…

— Да я уже и сам начал сомневаться в ее пользе. Ничего как депутат не могу сделать для улучшения жизни людей: все доходные предприятия переведены в ведение района, раскуплены и обанкрочены, в итоге поступлений в бюджет поселка практически нет. Раньше поселок имел и грейдер, и бульдозер — передали Черниговскому МУПу, где всё было распродано и разворовано. Не включены мы и в муниципальную целевую программу «Дороги края». Почему? Вопрос к главе. Забыты мы тут богом и брошены, — меланхолично признается народный избранник.

Оговорочка по Фрейду, или Как закопали миллионы

Слыша народные откровения, Полещук быстро подскакивает к корреспонденту «ДВВ» и тоном искусителя предлагает: «Знаете, я для народа много делаю. К примеру, в прошлом году котельную починил на субсидию из краевого бюджета. Хотите, покажу вам, куда 20 миллионов рублей закопал?» (прелестная оговорочка по Фрейду! — Прим. авт.). Отказаться от такого предложения было невозможно. И я отправляюсь смотреть на «закопанные миллионы». В «городской» части поселка (Реттиховка делится на «город», где стоит выработанный угольный разрез, и деревню, где расположена заброшенная звероферма) 16 многоэтажек и детский сад «Солнышко». Именно здесь под землей проходят новые трубы от починенной котельной.

— Так что у нас тут всё постепенно делается, вы их, людей, не слушайте, — подмигивает мне глава поселка и предлагает: — Вы лучше бросьте эту тему и приезжайте к нам в администрацию, мы вас на озера свозим отдохнуть».

Однако от «борзых щенков» в виде пасторальных красот, на удивление Полещука, мы отказываемся и идем любоваться другими картинами местной жизни. Благо их тут на каждом шагу хватает. К примеру, в двух шагах от «закопанных миллионов», у детского сада «Солнышко», ругается младший воспитатель Наташа.

«У нас тут как на войне — всё в окопах и траншеях», — жалуется работник садика. Вокруг сада, куда каждый день ходят 95 малышей, после исторического «закапывания краевых денег» остались торчащие трубы, ямы да снежные заносы.

«Воспитательница давеча купила себе новые сапоги за полторы тысячи рублей, раз сходила на работу и выбросила их — все разлезлись по нашей грязи. А три дня назад трубу прорвало с канализацией, стоки лились прямо во двор сада, всё воняло», — не перестает удивляться каждому дню своей жизни работница дошкольного учреждения.

…Жителю улицы Тихой Александру Ивановичу и того веселее. Его дом в низине расположен, аккурат возле «нехорошей дороги» (так жители «деревенской» части поселка называют зияющий ямами кусок грунтовки, где чадят лесовозы и взрывают боеприпасы). Для него в любое время года жизнь не перестает приносить сюрпризов.

— Зимой снегу насыпает по пояс — сами чистим дороги, привета от властей в виде грейдера никогда не видели. Весной с женой бегаем с собачьей будкой в руках — переносим ее на сухое место, чтобы не утопла. Пробовали свиней держать — всех пустили на мясо, всё равно долго не живут. Трещины по фундаменту домов, грибок по стенам, зеленая привозная вода — кажется, нас, коренных жителей поселка, нарочно хотят уморить, чтобы не было на карте России Реттиховки. Интересно, надолго ли нас хватит?

Реклама



Наши проекты


Молочный дозор
Главная | Новости | Наши проекты | Законодательство | Статистика | Архив